Проект «Солнечное детство»
Время проведения 11.01.2016 — 30.11.2016
В декабре 2015 г. Общество им.Выготского принимало участие в Конкурсе на предоставление социально ориентированным общественным организациям, осуществляющих деятельность на территории Волгоградской области, субсидий на реализацию социально значимых проектов по приоритетным направлениям социальной политики Волгоградской области в 2015 г. Проект «Солнечное детство» стал победителем конкурса.
Участниками проекта стали 70 детей в возрасте от 6 мес. до 11 лет: с синдромом Дауна, дети с задержкой психоречевого развития, ДЦП, аудиторной нейропатией, аутизмом. Это дети, у которых с помощью стандартных технологий сложно определить причину отсутствия или нарушения речи. Этим детям проведена диагностика и даны заключения. По результатам диагностики выбраны 30 детей, имеющих нарушения речи и задержку развития коммуникативных навыков. Эти дети получили объемный комплекс услуг: диагностика, междисциплинарный консилиум с разработкой индивидуальной программы реабилитации, индивидуальные коррекционные занятия (1-2 раза в неделю) с акцентом на развитие коммуникативных способностей, психокоррекционная работа с детьми, консультации семей. Оценка результатов оказания помощи проводилась на основании логопедических и коррекционно-психологических заключений, по заключениям невролога, по отзывам родителей и специалистов ДОУ. В качестве волонтеров-психологов в работе принимали участие студенты ВолгГМУ.
Дифференциальная диагностика логопедических проблем у детей с целевой группы с использованием технологии «Нейро-Аудио» позволила четко выделить на каком этапе слухового
анализатора наблюдаются сбои. Точная диагностика позволила адаптировать программы по коррекции аудиальных недостаточностей у детей с логопедическими проблемами. Традиционные методы логопедической работы воздействуют на корковые отделы мозга. А наши данные указывают на необходимость реабилитационных методов, направленных на коррекцию деятельности глубинных отделов мозга. Специалисты Общества им.Выготского рекомендовали использование технологии «Нейро-Аудио» в логопедической практике ДОУ и начальной школы.
В деятельность по проекту вовлечены Департамент образования Волгограда в лице МКУ ВМЦ, МОУ «Центр развития образования». Руководитель проекта выступала с информацией о проекте на заседаниях за Круглым столом в Общественной палате области по вопросу защиты прав новорожденных, в Пресс-центре «Волга» о социальном предпринимательстве в сфере поддержки детей с ОВЗ, на семинарах и конференциях в гг. Ярославле, Рязани, Череповце, Санкт-Петербурге.
В рамках проекта проведено мероприятие, посвященное 25-летию ВОБОО «Общество им.Выготского» и 20-летию программы помощи «особым» детям «БОГДАН». Юбилейное мероприятие было назначено на 17 ноября, это день 120-летия Л.С.Выготского. На мероприятии присутствовали 53 человека, в том числе дети с ОВЗ и инвалидностью. Среди присутствующих — семьи «особых» детей, члены Общественного совета родителей детей-инвалидов, Общественного совета по реализации Стратегии в интересах детей, уполномоченный по правам ребенка в Волгоградской области, наши благотворители и спонсоры, коллеги из научного сообщества, стоявшие у истоков создания Общества помощи детям им.Выготского», специалисты-практики ведомств здравоохранения, образования, социальной
защиты населения, СО НКО, СМИ. По итогам мероприятия вышел ролик на ТВ и заметки в электронных СМИ.
Участие специалистов «Общество им.Выготского» в семинарах по обмену опытом развития коммуникативных способностей детей с инвалидностью и ОВЗ.
В 2016 г. МОУ «Центр развития образования» (ЦРО) департамента образования Волгограда активно привлекает специалистов Общества им.Выготского к участию в семинарах для педагогов и воспитателей.
23 марта 2016 г. на базе МОУ СОШ № 92 состоялся городской обучающий семинар «Правовые основы обеспечения безбарьерной среды и организация работы по инклюзивному образованию». В качестве эксперта был приглашен председатель Совета «Общества им.Выготского» А.Н.Долецкий с выступлением на тему «Психофизиологические аспекты образовательной деятельности детей с ОВЗ». Количество участников — 53 человека.
30 марта 2016 г. на базе ДОУ № 279 состоялся городской семинар-практикум «Индивидуализация образования, построение индивидуальной образовательной траектории ребенка-дошкольника с особыми образовательными потребностями в соответствии с ФГОС ДО». В качестве эксперта был приглашен председатель Совета «Общества им.Выготского» А.Н.Долецкий с выступлением на тему «Использование нейрофизиологических исследований для дифференциальной диагностики и помощи детям с задержкой психомоторного развития». Количество участников — 51 человек.
26 апреля 2016 г. на базе ДОУ № 220 состоялся городской семинар-практикум по теме «Современные тенденции коррекционно-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в сфере здоровьесбережения». Количество участников — 58 человек. 4 специалиста «Общества им.Выготского» были приглашены для выступления на этом семинаре:
А.Н.Долецкий — «Нейрофизиологические особенности детей дошкольного возраста с ОВЗ».
К.В.Тюренкова, — «Двигательное развитие детей с синдромом Дауна»
А.В.Гордиенко — «Роль междисциплинарной оценки особенностей ребенка в организации логопедической коррекции»
Л.Е.Магнитская — «Межсекторное взаимодействие в организации помощи детям с ОВЗ дошкольного возраста, опыт реализации проекта «Солнечное детство».
25 августа 2016 г. психофизиолог и коррекционный педагог «Общества им.Выготского» Ю.И.Остапенко в качестве эксперта принимал участие в заседании районного методического объединения учителей начальной школы (в рамках августовского совещания работников образования Краснооктябрьского района Волгограда). Тема заседания: «Психолого–педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию первоклассников к школьному обучению».
Дифференциальная диагностика логопедических проблем у детей с целевой группы с использованием технологии «Нейро-Аудио» позволила четко выделить на каком этапе слухового анализатора наблюдаются сбои. Точная диагностика позволила адаптировать программы по коррекции аудиальных недостаточностей у детей с логопедическими проблемами. Традиционные методы логопедической работы воздействуют на корковые отделы мозга. А наши данные указывают на необходимость реабилитационных методов, направленных на коррекцию деятельности глубинных отделов мозга. Специалисты Общества им.Выготского рекомендовали использование технологии «Нейро-Аудио» в логопедической практике ДОУ и начальной школы.