Имя психиатра Ксении Борисовны Магнитской на слуху не только у жителей нашего города. Ее по праву считают светилом мировой величины. Ей подвластны и тайны нашего мозга, и морские волны. 56 лет она занималась медицинской практикой и 60 лет ходила под парусом.
К.Б.удивляла всех знавших ее людей.
Она родилась 5 января 1934 года в Ленинграде, в Смольненском роддоме. Ее мама была пианисткой, папа одно время пел в опере, работал со Станиславским и Немировичем-Данченко, много гастролировал… Отец – Борис Аполлинарьевич Герасимов – старший брат известного режиссера Сергей Герасимова — автора «Тихого Дона», «Молодой гвардии» и других замечательных советских фильмов. В роду Герасимовых практически все музыканты, художники, скульпторы, архитекторы, режиссеры. Кстати, младший брат Ксении, Алексей – замечательный пианист. Но Ксения не продолжила семейную традицию.
Она росла очень независимой девочкой. Ее первые слова были: «сама» и «пустите». Детство прошло в бесконечных переездах, постоянных скитаниях по стране. Нигде долго не задерживались. Родители много концертировали. В Сталинградскую область попали случайно. Сначала жили в Урюпинске, а в 1944 г. перебрались в Сталинград.
Ксения училась в женской школе № 3 на Тракторном, ее и закончила. До сих пор она поддерживала связи со школой и своими одноклассницами.
В 1952 г. она поступила в Волгоградский медицинский институт. Для родных это было не удивительно, поскольку Ксении всегда было свойственно внутреннее желание помочь другому. Она никогда не сторонилась больного человека, не могла пройти мимо. Видимо, была и любознательность, хотелось поглубже заглянуть в человеческие проблемы. Потому, наверное, и выбрала для специализации психиатрию.
По распределению она работала 5 лет врачом-ординатором в областной психиатрической больнице Благовещенска-на-Амуре. Потом вернулась в Волгоград и с 1963 г. работала в Волгоградской областной психиатрической больнице. Когда в 1965 году в Советской районе была построена новая больница № 17, Ксения Борисовна стала заведующей отделением, а с 1968 – заместителем главного врача по лечебной части.
С 1980 года началась ее академическая деятельность в должности ассистента кафедры психиатрии факультета усовершенствования врачей Волгоградского медицинского института, преподавание в Волгоградской академии повышения квалификации работников образования и кафедры гигиены детей и подростков мед.института. В 1988 году она стала кандидатом медицинских наук.
В 1989 году, в год своего условного выхода на пенсию, в разгар перестройки, когда ломалась не только экономика, но и началась разруха в головах и душах многих советских людей, Ксения Борисовна смело заявила: мне надоело рассказывать, как надо организовывать психиатрическую помощь и лечить душевнобольных, я буду это показывать. Таким образом, в Волгограде появился первый негосударственный медицинский Центр «Нейро». Коммерческим его назвать было трудно. Центр оказывал помощь в первую очередь детям. Все эти годы Центр Нейро остается практически бесприбыльной организацией, главной целью которой является оказание медико-психолого-педагогической помощи детям с нарушениями развития, с поведенческими расстройствами и медико-психологическая помощь взрослым с различными психоневрологическими заболеваниями.
24,5 года Ксения Борисовна руководила Центром Нейро. 37 тысяч пациентов получили комплексную помощь. Многие из этих людей наблюдались у врача Магнитской десятилетиями, еще со времен ее работы в психиатрической больнице № 17. За все эти годы она вырастила плеяду замечательных специалистов – психиатров, неврологов, психотерапевтов, психологов и нейрофизиологов, которые работали с ней в команде, объединенной общим мировоззрением и убежденностью в том, что врач всегда должен стоять на защите прав и здоровья пациента.
Одной из главных целей в жизни Ксении Борисовны было сохранение национального интеллекта. Этой теме она посвящала свои многочисленные лекции в школах, детских садах, статьи в СМИ, выступления в Общественной палате, на Совете по правам пациентов при Минздраве Волгоградской области, в Ассоциации детских психиатров и психологов России, на различных форумах и конференциях, посвященных проблемам детства.
Ксения Борисовна не была профессором, как окрестила ее народная молва, не была заслуженным работников здравоохранения, в чем многие были уверены. Она была ВРАЧОМ с большой буквы. За свои заслуги она была награждена Общественным фондом человеческих измерений Дипломом и почетным знаком «Человек на своем месте», Золотым дипломом «Гражданское признание». И самое главное – огромное доверие к ней пациентов, которым она спасла или существенно облегчила жизнь.
В 1991 году К.Б. была создана одна из первых общественных организаций в Волгоградской области – «Общество помощи детям им.Льва Семеновича Выготского». Дети с синдромом Дауна, аутизмом и другими нарушениями развития получали помощь в этой организации бесплатно. Специалисты Общества Выготского доказали, что «особые» дети имеют неограниченные способности к творчеству и клеймо «необучаемости» с них должно быть снято. Активная гражданская позиция общественного деятеля Магнитской способствовала тому, что дети с различными нарушениями развития были приняты в детские сады, общеобразовательные и специализированные школы, стали участниками и победителями международных творческих фестивалей. До сих пор Общество им. Выготского является единственной общественной организацией Волгоградской области, которая профессионально занимается проблемами детей с ментальной инвалидностью.
Особое слово нужно сказать о семье Ксении Борисовны и Евгения Владимировича Магнитских. Брак их распался в 1977 году. Две яркие самодостаточные личности — они остались друзьями и одновременно соперниками в яхтенных соревнованиях. Двое детей – Лидия и Владимир, стали опорой в бизнесе, благотворительности и спорте. Лидия – директор Центра Нейро и Общества помощи детям им.Выготского. Владимир – яхтенный капитан и кораблестроитель – незаменимый помощник в парусных делах. Пятеро внуков – Ксения, Сергей, Арсений, Марианна, Артем. Все они выросли на яхте. Это команда, которая участвовала с капитаном Ксенией практически по всех регатах начиная с 1985 года. Внуки звали ее «баба КЭП» или просто КЭП. Она и для собственных детей КЭП. Первым юнгой была 6-летняя внучка Ксюша на Балтийской регате. Потом подросли остальные юнги. Сегодня это люди с высшим образованием, яхтсмены, у всех, кроме младшего внука, семьи, дети. Так что Ксения Борисовна еще и прабабушка 5 правнуков.
Эта дружная, сплоченная семья знает свою родословную, начиная с конца 18 века. Дочь Лидия собрала внушительный архив, составила родословное древо и поколенную роспись. Глядя на родословную, понимаешь, откуда таланты, жизненная сила, увлеченность и даже азарт у всех членов семьи.
С уверенность можно сказать, что медицина была страстью врача Магнитской. Это удивительно, но ей удавалось вести психиатрический прием больных по 12 часов в день. Этому есть объяснение.
Была у нее другая, не менее значимая для Ксении Борисовны, страсть. Это парусный спорт. В 19 лет благодаря своему интересу ко всему новому и готовности к риску она попала в ситуацию, которая повлияла на выбор всей жизни, и, как теперь выяснилось, стало причиной ее ухода из жизни.
В 1953 году никто не мог предположить, что невысокая симпатичная девушка с пепельными волосами станет отчаянным гонщиком, победителем множества соревнований, прославленным капитаном и впоследствии старейшей яхтсменкой России.
Вот только некоторые морские мили этого пути, на которых она была победителем:
1974г – кубок Волги, дистанции 1200 км
1975 — кубок Волги, дистанции 1000 км
1976-1986 – 10 Кубков Балтики
1980 – почетный гость Олимпиады в Таллинне
1982 – 2-х месячный поход по Белому и Баренцеву морям в качестве старпома
1988 – поход вокруг Ирландии в составе интернациональной команды
А еще был Тихий океан, Кубок залива Петра Великого
И каждый год призовые места Кубка нижней Волги. Дом Ксении Борисовны буквально забит кубками и медалями.
В кругу друзей-яхтсменов есть шутка – «Любовника нашей Ксении зовут «Алькор». Яхта постройки Ленинградской верфи 1978 года класса Алькор одна их немногих уцелевшая до наших дней. Только заботливые руки капитана Ксении смогли продлить жизнь этой старой яхты, когда-то списанной из Питерского яхт-клуба и подаренной этой одержимой яхтсменке. Ежегодные ремонты, покупка новых парусов взамен порванных в морских баталиях, замена гниющего от времени дерева и выходящих из строя деталей такелажа. Вот чем наполнялись выходные и отпускные дни известного врача. Как известно, смена деятельности – лучший отдых.
Свежий воздух, спортивный азарт, утренние обливания холодной водой в любое время года, опыт моржевания, а главное – постоянный труд: прием больных, просветительская деятельность, чтение специальной литературы, поиск новых эффективных и инновационных методов лечения, освоение в зрелом возрасте компьютера, постоянное общение с молодежью на профессиональные и любые другие темы, увлечение музыкой, поэзией, удивительные кулинарные достижения – все это было залогом ее прекрасной физической и интеллектуальной формы.
Так что же произошло, почему мы сегодня прощаемся с этим замечательным человеком?
Любимый «Алькор», последние штрихи в подготовке к спуску на воду в Волжском яхт-клубе. Ей нравилось ночевать в яхте. Это же ее второй дом. В тесной однокомнатной хрущевке не так интересно слушать пение городских птиц и наблюдать восход солнца из-за крыш соседних домов.
Теперь никто не скажет, как она упала с высоты палубы яхты, стоящей на стапелях в Волжском яхт-клубе.
Серьезная травма позвоночника, переломы и ушибы…
Как все надеялись, что все можно еще исправить и крепкий здоровый организм и сила духа помогут восстановиться. Увы… Такие травмы в этом возрасте бесследно не проходят. Жизнь в инвалидной коляске без яхты, моря, ветра, солнца – это не для нее.
В одном из своих интервью ока сказала, что она ничего не хотела бы изменить в своей жизни, потому что ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ!