Дорога к поселку Солнечный, где расположен театр, серая и скучная: он находится на самой окраине Краснооктябрьского района, вдали от школ, магазинов и общественного транспорта. Именно здесь появился собственный культурный центр, где проводят время ТОСовские ребятишки и взрослые.

 

Хотели объединить соседей искусством

   – В 2008 году, когда мы только заселились, здесь не было даже детской площадки, – вспоминает Нина Арчакова, худрук театра и председатель ТОСа «Солнечный». – Жили одни новоселы, никто ни с кем не знаком. Чтобы подружиться с соседями, решили заинтересовать всех общим делом.

    На первое мероприятие – раскраску забора вдоль поселка яркими рисунками – собралось много детворы. Увидев детские загоревшиеся глаза, у семьи Арчаковых появилась идея создать детскую творческую студию.

Театр наинается… с поделок

   Так открылась студия творческого развития «Солнышко»: там мастерили поделки. Детишек в группы Нина Владимировна собирала по дворам. А затем захотелось чего-то большего – Арчаковы решили создать собственный кукольный театр. Своими силами шили кукол из лоскуточков и подручных материалов, по ночам писали сценарии и подбирали музыку к спектаклям, а затем репетировали сказку с детьми. Работали слаженно, тем более, что у семейства уже появились единомышленники – соседи.

   – Наша первая кукольная сказка «Морозко» была поставлена к Новому году, – с улыбкой рассказывает Нина Арчакова. – Она имела большой успех, и мы поняли, что двигаемся в правильном направлении. Мы назвали театр «Солнечный ЛеВа», в честь моих сыновей Алексея и Владимира (оба трагически погибли. — Прим. ред.).
Сейчас без маленьких артистов не обходится ни один праздник в поселке. В репертуаре театра более двадцати сказок и пьес.

 

Помогают старшие коллеги

Дети начинали с обычных кукол на руку – так называемых петрушек. Некоторые актеры были настолько маленькие, что куклы приходилось надевать на палку, иначе малыши не доставали до края ширмы. Сейчас ребята играют с тростевыми куклами. Они сложнее в управлении, так как приходится одновременно работать двумя руками, но никто не жалуется. Тем более, что и куклы и ширма – все сделано собственными руками.

– Мы своих кукол слепили из того, что было, как поется в песне, – смеется Нина Владимировна. – Мы решили сделать их из пресс-папье, при этом толком не зная, как и что делать. Приходилось изучать и много раз пробовать. Чтобы сшить наряды героям, использовали все: колготки, старые тряпки, синтепон. Мышка, например, сделана из солдатской шинели. Сейчас мы приноровились, и на одну куклу уходит примерно одна неделя. Они все сделаны с любовью!

У деда из «Морозко» – шикарные гусарские усы, у бабушки – нарядное платье и красивые бусы, а Марфуша очаровывает длинными ресницами. Сколько труда было вложено в создание кукольной семьи!

– В тростевых куклах есть специальная машинка, которая поворачивает голову и заставляет кукол кивать, – рассказывает еще одна вдохновительница театра Ирина Чибиряков. – Здесь нам помогли коллеги из областного кукольного театра. Актриса театра Валентина Еременко так прониклась к нам, что теперь механизмы для наших кукол делают специалисты.

Чтобы построить театр, продали дом

Впрочем, у театралов была проблема и покруче: ребятам негде было заниматься. Сначала репетировали дома у Арчаковых, а летом перебирались в гараж. Видя мучения дочери, отец Нины Владимировны Владимир Козлов решил сделать театру настоящий подарок – собственный дом. Пенсионер продал жилье, и на вырученные деньги рядом на участке Арчаковы в 2011 году построили здание театра.

В маленьком домике очень уютно. Имеется даже гримерка, где маленькие актеры обожают проводить время. Самому юному артисту Владу сейчас восемь лет, но он уже актер со стажем. Первый раз вышел на сцену в четыре года. Самое удивительное, что большинство в труппе – мальчишки. Обычно неусидчивые, здесь они терпеливо разучивают роли и примеряют костюмы.

По словам Ирины Чибиряковой, ребята с удовольствием пробуют себя и в драматических постановках. Для каждого спектакля жительница ТОСа Людмила Ахременко шьет детям наряды, так что костюмерная заполнена до отказа.

– Когда мы ставили пасхальные спектакли, люди в зале плакали. Здесь помещается не так много зрителей, но 20-30 человек приходят на наши премьеры постоянно, – говорит Нина Владимировна.

Театр помог актеру «разговориться»

Театральные заботы отнимают много времени и порой дорого обходятся, но занятия для детей остаются бесплатными. На вопрос, зачем это нужно, обе собеседницы пожимают плечами.

– Я всю жизнь работала продавцом и никогда не мечтала стать актером или режиссером, но сейчас мне это очень нравится, – задумчиво отвечает Ирина Чибирякова. – Это развивает детей не только духовно, но и физически. Вот взять моего внука Гошку. До прихода в театр у него была задержка речевого развития, первые роли он вообще играл без слов. Через некоторое время он понемногу стал разговаривать, а сейчас болтает безумолку и играет первые роли.

– Мы спешим делать добро! – подхватывает Нина Арчаков. – Мы здесь и психологи, и педагоги. Все делаем вместе.

В этом году театр отметит свой первый юбилей – пять лет. За это время труппа победила во многих областных и международных конкурсах и заслужила признание: их гастроли по школам, приютам и домам престарелых расписаны на месяцы вперед.

   Комментарий специалиста

 

  Добавьте творчество в жизнь ребенка

– Занятия в театральной студии или кукольном театре очень полезны с раннего возраста, – комментируетЮрий Остапенко, нейропсихолог.– Театр способствует развитию связной речи, воображения, памяти, мелкой и общей моторики. Кроме того, ребенок учится примерять на себя чужие роли, перевоплощаться, а выступая на публике, борется с застенчивостью. Все это способствует снятию речевого барьера, гармонизирует эмоциональную сферу. Поэтому так важно внести творчество в жизнь маленького человека. Арт-терапия является очень эффективной в преодолении задержек речевого развития, однако для правильной коррекции также необходим логопедический курс.

Вечерний Волгоград, 08.07.2013 г.