выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии

Лев Семенович Выготский

Л.С. Выготский

Америка во многих областях обогнала Россию, в частности, в исследованиях по кибернетике и генетике.Но в области психологии Запад еще долго будет черпать идеи у России: у России был Выготский.

Лев Семенович Выготский (17.11.1896—11.06.1934) — выдающийся ученый, мыслитель, классик отечественной психологии. Его наследие огромно (более 270 работ), а идеи неисчерпаемы, оригинальны и до сих пор актуальны. Он оказал огромное влияние на развитие отечественной и мировой психологии. Известный американский философ Тулмин назвал его Моцартом в психологии. Работая в сложных условиях, за очень короткое время ему удалось внести важный вклад в психологию искусства, общую психологию, детскую и педагогическую психологию, пато- и нейропсихологию, методологию психологии, дефектологию и педагогику. Он разработал культурно-историческую теорию в психологии. Его работы представляют лучшие страницы российской психологической науки. Идеи Выготского и его школы служат основой научного мировоззрения новых поколений психологов по всей России.

Он окончил юридический факультет Московского университета (1917) и одновременно историко-философский факультет университета им. Шанявского.

С 1924 Лев Семенович работал в Московском государственном институте экспериментальный психологии, затем в основанном им институте дефектологии; позднее читал курсы лекций в ряде вузов Москвы, Ленинграда и Харькова. Профессор института психологии в Москве.

Основные научные положения Л. С. Выготского касаются связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций. В его работах рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде. Большое внимание уделяется психолого-педагогическим основам развития творческого воображения детей.

Ведущая идея работ Л. С. Выготского — Детей с нарушениями развития можно и нужно воспитывать так, чтобы они были интегрированы в систему общего среднего образования и в дальнейшем в общество.